Вт, 12.12.2017, 19:20
МБСКОУ №7(г.Челябинск, Калининский район)
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 153
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Образовательный портал
Челябинска
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности социализации детей с особыми образовательными потребностями

Составитель:

Юрикова Анджелика Юрьевна,

учитель начальных классов

МБСКОУ VIII вида № 7 г. Челябинска

Первая квалификационная категория


Психология развития дает большой материал для изучения социализации, исследуя когнитивные процессы, восприятие, эмоциональные реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы и т.д. на различных этапах жизненного цикла человека.

Понятие социализация в социологии означает – (от лат. Social is – общественный), развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация – процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом.

Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины и женщины (поло-ролевая социализация), стали субъектами экономической жизни, создали семью, были законопослушными гражданами.

Актуальность проблемы социализации детей с особыми образовательными потребностями, в данном случае детей с нарушением интеллектуального развития, вызвана несколькими обстоятельствами: эволюционными преобразованиями в отношениях общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Новое содержание коррекционной помощи детям с особыми нуждами определяется перестройкой взаимоотношений массового и специального образования – «от изоляции к интеграции»; неумелые и неадекватные способы взаимодействия родителей с ребенком, неумение наладить эмоциональный контакт и общаться с ним искажают естественный ход механизма социализации малыша с раннего возраста, влияют на становление его личностных качеств и осознанного отношения к окружающему миру.

Как известно, психофизические особенности и своеобразие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обуславливают недостаточную готовность их к обучению в школе и общению социальному контакту с окружающими людьми. Запас знаний и представлений детей младшего школьного возраста об окружающем мире ограничен. Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, с которыми неоднократно встречались в жизни: сезонные изменения в природе, состав семьи и труд ее членов, различные признаки конкретных предметов и др.

Вступая в различные социальные контакты, умственно отсталый ребенок чаще всего терпит неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и не продуктивны. У таких детей отсутствуют содержательные формы общения, им не хватает социального опыта. Чувство недоверия к окружающим тоже мешает общению, а само общение носит скорее характер самодемонстрации с расчетом на ответную эмоциональную реакцию

Основная проблема социализации детей с нарушением интеллекта состоит в том, что школа формирует знания, умения и навыки по каждому учебному предмету, не учитывая их значения для социальной адаптации учащихся. Главной особенностью социальной дезадаптации является то, что ребенку трудно освоить опыт существования в окружающем мире во всей его полноте, многообразии всех связей в мире природы и человеческом обществе. Необходимо направить все усилия. Чтобы помочь ребенку приспособиться к жизни в обществе, так как отсутствие интереса к окружающему и потребность в общении с ним у ребенка в младшем школьном возрасте часто совсем не возникает. Следовательно, не создается основа для сотрудничества со взрослыми, что негативно сказывается на всем познавательном и личностном развитии ребенка.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» - взрослых и сверстников, - необходимо эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной и танцевальной деятельности.

Для успешной социализации детей с нарушением интеллекта нами была разработана программа по развитию танцевального творчества, составлены уроки – занятия по развитию и коррекции двигательной сферы учеников. К работе были привлечены классные руководители, родители, дети. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на  развитие мотивации к познанию и творчеству, на обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, общения их к общечеловеческим ценностям, профилактику асоциального поведения, способствует творческой самореализации личности ребенка, укреплению психического и фзического здоровья, улучшению взаимодействия с семьей. В качестве методов диагностики танцевальной деятельности нами использовалось тестирование, опрос, творческие задания. Целью данного мониторинга явилось выявление индивидуальных особенностей детей, влияющих на эффективности занятий, отслеживание развития личностных качеств под влиянием целенаправленной работы с воспитанниками и соответственно корректировка методики работы с каждым ребенком.

Отслеживали такие показатели, как:

- учебно-организационные умения и навыки;

- поведенческие качества;

- ориентационные качества;

- организационно-волевые качества;

- личностные достижения.

Таким образом, были выявлены основные особенности социализации детей с особыми образовательными потребностями (нарушением интеллекта):

- умение вступать в контакт;

- выполнять правила поведения;

- подчиняться требованиям педагога на уроках (занятиях);

- выполнять танцевальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию двигательной сферы.

Следует отметить, что для успешной, полноценной социализации данной категории детей, необходимо обогащать положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, использовать естественно возникающие ситуации и специально создавать таковые для познания эмоциональных состояний людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия…), их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности.
Категория: Мои статьи | Добавил: АдминистрацияМСКОУ7 (14.02.2013)
Просмотров: 1327 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Ссылки
ООО "ПостСервис" (создание и поддержка сайта), МСКОУ №7 © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz